Нестандартно по стандартам

Фото: trktvs.info
educaltai.ru

Делаем уроки с дочкой-второклассницей. «Окружающий мир»… Мы о морях и континентах, пищевых цепочках и климатических поясах узнавали в классе пятом-шестом. А здесь, будьте добры, назовите высочайшие горы России и покажите реку, которая пересекает экватор. Географическая карта заняла почётное место на стене. Второй класс. Так и хочется сказать: «А вот в наше время…»

Да, было время, когда стоило только прочитать параграф, чтобы знать тему. Теперь в учебнике часто вопросов больше, чем ответов. Приходится вспоминать забытое: не бросишь ребёнка одного грызть гранит науки.

А что же школа, справедливо заметят некоторые? А школа  учит работать с информацией, искать ответы на вопросы, опираясь на собственный опыт. Конечно, фундаментальные знания никто не отменял. Их преподают, но к этим знаниям, словно бусины на ниточку, нужно нанизать ещё много других умений. И родителям в этом процессе отводится не последнее место.

Стандарты, понимаете ли

Как известно, новые образовательные стандарты были введены несколько лет назад. Но до сих пор не все до конца их поняли и приняли. Согласитесь, сложно менять мышление. Уж очень долго сказанное учителем воспринималось нами как беспрекословная истина. А сегодня ребёнок, в идеале, не должен бояться высказать свою точку зрения. Главное, чтобы тему прочувствовал.

Если взрослые идут верным путём, то детям интересно учиться. В этом уверена директор школы № 109 Лариса Ивановна Клочко.

Новый опыт

Напомним, в конце ноября 2016 года в Трёхгорном прошёл финал проекта «Школа Росатома». В своей категории 109-я стала победителем и вошла в сеть образовательных учреждений проекта. Сегодня, по мнению кураторов «Школы Росатома», она успешно работает по новым стандартам в начальной и основной школах и готова к реализации идей стандартов старшей школы. В частности, к обучению по индивидуальным учебным планам в открытом образовательном  пространстве (open space).

Л.И. Клочко:

— Сегодня педагогические технологии направлены на организацию самостоятельной работы детей. Организация классного пространства должна помочь педагогу. В современном классе должна присутствовать мобильная мебель для создания дискуссионной площадки, при этом сохранены, конечно, и места для индивидуальной работы, для малых и больших групп. ГК «Росатом» выделяет немалые средства на оснащение таких кабинетов. Один из последних ярких примеров — «Атом-класс», открытый у нас в ноябре.

— Школа № 109 вошла в сеть. Что принципиально изменится в жизни учеников и педагогов?

— Мы привыкли старшеклассников делить на профильные группы и учить.

А сейчас нам необходимо будет составить 25 индивидуальных планов.

Нужно сесть с каждым школьником и его семьёй и проговорить, какие предметы индивидуального учебного плана могут быть на базовом уровне, какие — на углублённом, какие элективные курсы будут ими выбраны.

— Предположим, звенит звонок на урок и…

— …для каждого ученика он свой. Вот для этого и необходимо открытое пространство. Мы же не займём только для одного класса 25 кабинетов. Нет, старшеклассники должны находиться в одном месте, но у каждого из них будет возможность заниматься своим делом.

— А учителя, как они будут работать?

— Предметники все будут в open space. Только заниматься они станут каждый со своей подгруппой по индивидуальным планам. Допустим, тема одна, а задания по сложности разные. Учитель также предоставляет информационные источники (в том числе интернет-ссылки), где школьники могут найти ответы на вопросы. Это пространство высокотехнологичное, есть все условия для исследования и проектирования.

— Честно говоря, довольно сложно представить подобный процесс обучения. Особенно, когда постоянно говорят о нехватке кадров — помимо 10 и 11 классов педагогам ведь необходимо и в других звеньях преподавать.

— Всё зависит от технологии создания сетки уроков. Есть даже термин такой «динамическое расписание», когда чередуется предметная и самостоятельная работа. Это позволяет учителям вести предметы во всех параллелях. Да, это сделать непросто. Но у нас перед глазами примеры Сарова и Новоуральска, где нам предстоит пройти стажировки. Вообще, у проекта «Школа Рос-атома» политика такая: после вступления в сеть даётся время (шесть месяцев), чтобы набраться опыта, подготовить почву для дальнейшей работы.

Ещё одна возможность решить кадровую проблему — он-лайн уроки. То есть предмет по скайпу может вести преподаватель из другого города. И мы, в свою очередь, можем читать лекции другим детям, например, по робототехнике.

Подобный опыт сетевых уроков у нас уже был. Ребёнку требовалось углублённое изучение химии, и в рамках проекта Министерства образования и науки Челябинской области он получил возможность изучать предмет с дистанционным учителем. Поступил, кстати, в Менделеевский институт в Москве.

Кадры готовы

— Лариса Ивановна, как Вам удаётся убеждать коллектив постоянно шагать вперёд? Только одно освоили, снова планку поднимаете.

— До того, как стать директором, я долгое время была заместителем по научно-методической работе. И то, что сегодня делает 109-я, началось не вчера — инновационную деятельность мы ведём с 1998 года. Освоение новшеств для нас стало нормой. Это первое. А второе — повышается имиджевый статус учреждения. Горожане слышат (может даже особо и не вникают) — 109-я там участвовала, здесь побывала. И наши достижения подтверждаются неплохими результатами на олимпиадах, ГИА. В результате, в школу приходит всё больше учеников. А мы находимся на подушевом финансировании. Деньги куда идут? На зарплату. Учитель видит, что усилия он прилагает не зря. В какой-то момент все поняли, что именно так, внедряя новшества, и надо работать.

Мы живём в конкурентной среде, когда нельзя просто выйти на крыльцо и сказать: «Приходите к нам, мы хорошие».

— Это осознание, что работать необходимо по-новому, трудно приходило?

— Мы же тоже очень долго думали, что учитель — единственный источник информации. Изменение понимания стало приходить с внедрением стандартов второго поколения в 2011 году. Помогали семинары, внутрикорпоративное повышение квалификации. Доступным языком объясняли педагогам, что от них требуется. И сразу старались применить знания на уроках. Аппетит, что называется, пришёл во время еды, стало ещё интереснее работать.

Участие в конкурсах «Школы Росатома» много дало, это тоже учёба. Например, когда стали готовить заявку на участие в финале проекта, увидели, что есть такая форма работы, как погружение. Всей школой окунулись в советское прошлое. У нас про-шли линейки с полной атрибутикой тех лет, мы изучали литературу, встречались с ветеранами, рисовали плакаты. Завершили погружение дискуссией старшеклассников — рассуждали о Родине.

Вот тебе, пожалуйста, и патриотическое воспитание, и применение метапредметных знаний.

— Мы снова возвращаемся к метапредметным знаниям (много говорили об этом во время освещения финала проекта «Школа Росатома»).

— Да. В современном обществе нужно дать ребёнку не только фундаментальные основы и максимум информации, важнее научить его работать с ними. Проектная деятельность в школе тоже ведётся для этого. Ученика должны пошагово научить ставить проблему, обозначать алгоритм действий и проводить анализ — достигнута цель или нет.

— Но ведь дети могут просто информацию скачать с Интернета и распечатать. Какой тут анализ?

— Вот здесь важно не допустить перекосов: пусть проект будет несложным, даже корявеньким, но должен быть сделан не для галочки. Только тогда ребёнок научится решать самые разные задачи самостоятельно. Согласитесь, это очень важно.

— Дети развиты все по-разному. Кому-то интересны проекты, новые методы обучения, кому-то — нет. Вы ориентируетесь только на активных школьников?

— Вовлекаются в наши мероприятия все. Вольно или невольно ребята тянутся друг за другом. И кто-то быстрее, кто-то — медленнее, но все идут к одному результату — учатся вместе с педагогом искать своё место в нашем быстро меняющемся мире.

Светлана Часова

Последние новости Челябинской области по теме:
Нестандартно по стандартам

klochko - Газета Спектр
Нестандартно по стандартам - Трехгорный
educaltai.ru Делаем уроки с дочкой-второклассницей. «Окружающий мир»… Мы о морях и континентах, пищевых цепочках и климатических поясах узнавали в классе пятом-шестом.
11:10 20.02.2017 Газета Спектр
- Трехгорный
Делаем уроки с дочкой-второклассницей. «Окружающий мир»… Мы о морях и континентах, пищевых цепочках и климатических поясах узнавали в классе пятом-шестом.
11:07 20.02.2017 ТРК ТВС
 
По теме
 
 
Обязательный экзамен по математике на базовом уровне, который прошел  30 мая, в форме ЕГЭ писали 353 участника.
19.06.2018
 
Обретают армейские навыки - Красный уралец Молодёжь. Военно-полевые сборы старшеклассников на базе оздоровительного лагеря «Заря» рассчитаны на пять дней.
19.06.2018 Красный уралец
Учёный, Ректор, Личность - ЮУрГГПУ Коллеги и ученики установили мемориальную доску С.В. Шулепову: учёному, чьи исследования помогли ликвидировать последствия Чернобыльской аварии и ректору, при котором Челябинский пединститут стал одним из ведущих в стране.
18.06.2018 ЮУрГГПУ
Познавательная поездка - Красный уралец В ГОСТЯХ У РМК. Завершился учебный год, но Молодёжная избирательная комиссия (МИК) продолжает работать.
19.06.2018 Красный уралец
Вуз оценили эксперты британской компании QS Произошло историческое событие — ЮУрГУ впервые вошел в престижный рейтинг лучших университетов мира британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS).
19.06.2018 КП Челябинск
В Челябинске утонула грудная девочка - U74.Ru В южноуральской столице при купании утонула девочка 2018 года рождения – правоохранители проводят проверку и устанавливают обстоятельства трагедии Грудная девочка утонула в Челябинске Источник:ya.
18.06.2018 U74.Ru
В Копейске неизвестные подожгли мужчину - Агентство новостей Доступ В Копейске (Челябинская область) возбуждено уголовное дело по факту смерти мужчины от ожогов, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
19.06.2018 Агентство новостей Доступ
От огня пострадали два микроавтобуса и легковушка. Вчера поздним вечером, 18 июня, в Металлургическом районе областного центра произошло возгорание маршрутного такси на одной из парковок на улице Сталеваров.
19.06.2018 Южноуральская панорама
Ай да Пушкин! - Красный уралец Культура: В четвёртый раз верхнеуральцы участвовали в литературном празднике «Читаем Пушкина вместе».
19.06.2018 Красный уралец
Разновидность футбола, придуманную в Челябинске, растиражируют на мундиале - Южноуральская панорама Площадки для флэтбола установлены в фан-зонах Москвы. О разновидности футбола, придуманной челябинцем Антоном Первухиным в 2010-х годах, узнают болельщики со всего мира.
19.06.2018 Южноуральская панорама
Миасский музыкальный фестиваль ежегодно собирает тысячи  любителей бардовской песни - Миасский рабочий   Всероссийский Ильменский фестиваль авторской песни, который в 42-й раз прошел на территории Миасского округа, каждый год собирает десятки тысяч людей со всей страны.
19.06.2018 Миасский рабочий
Кто-то до сих пор на гребне популярности, а кто-то забыт и никому не нужен Юлия МАЗУР Когда-то мы смотрели их клипы по музыкальным каналам каждый день по тысяче раз.
19.06.2018 КП Челябинск
Россия простилась с режиссёром, сценаристом, актёром, политиком и просто замечательным человеком Станиславом Говорухиным.
18.06.2018 Магнитогорский металл
На Южном Урале пройдут «Диалоги с Героями» - Министерство образования В рамках Всероссийского проекта Челябинскую область посетят Валерий Бурков – советский авиационный военный штурман, Герой Советского Союза, советник Президента Российской Федерации (1991–1993), полковник;
18.06.2018 Министерство образования
Завра, 20 июня, жители некоторых районов Миасского городского округа на какое- то время останутся без света, воды и газа – плановые отключения Жители Миасса останутся без газа,
19.06.2018 U74.Ru