Новости города БезФормата.Ru
Трехгорный
Главные новости
 
Задать вопрос?

Нестандартно по стандартам

klochko - ТРК ТВС
Нестандартно по стандартам - ТРК ТВС
Фото: trktvs.info

Делаем уроки с дочкой-второклассницей. «Окружающий мир»… Мы о морях и континентах, пищевых цепочках и климатических поясах узнавали в классе пятом-шестом. А здесь, будьте добры, назовите высочайшие горы России и покажите реку, которая пересекает экватор. Географическая карта заняла почётное место на стене. Второй класс. Так и хочется сказать: «А вот в наше время…»

Да, было время, когда стоило только прочитать параграф, чтобы знать тему. Теперь в учебнике часто вопросов больше, чем ответов. Приходится вспоминать забытое: не бросишь ребёнка одного грызть гранит науки.

А что же школа, справедливо заметят некоторые? А школа  учит работать с информацией, искать ответы на вопросы, опираясь на собственный опыт. Конечно, фундаментальные знания никто не отменял. Их преподают, но к этим знаниям, словно бусины на ниточку, нужно нанизать ещё много других умений. И родителям в этом процессе отводится не последнее место.

Стандарты, понимаете ли

Как известно, новые образовательные стандарты были введены несколько лет назад. Но до сих пор не все до конца их поняли и приняли. Согласитесь, сложно менять мышление. Уж очень долго сказанное учителем воспринималось нами как беспрекословная истина. А сегодня ребёнок, в идеале, не должен бояться высказать свою точку зрения. Главное, чтобы тему прочувствовал.

Если взрослые идут верным путём, то детям интересно учиться. В этом уверена директор школы № 109 Лариса Ивановна Клочко.

Новый опыт

Напомним, в конце ноября 2016 года в Трёхгорном прошёл финал проекта «Школа Росатома». В своей категории 109-я стала победителем и вошла в сеть образовательных учреждений проекта. Сегодня, по мнению кураторов «Школы Росатома», она успешно работает по новым стандартам в начальной и основной школах и готова к реализации идей стандартов старшей школы. В частности, к обучению по индивидуальным учебным планам в открытом образовательном  пространстве (open space).

Л.И. Клочко:

— Сегодня педагогические технологии направлены на организацию самостоятельной работы детей. Организация классного пространства должна помочь педагогу. В современном классе должна присутствовать мобильная мебель для создания дискуссионной площадки, при этом сохранены, конечно, и места для индивидуальной работы, для малых и больших групп. ГК «Росатом» выделяет немалые средства на оснащение таких кабинетов. Один из последних ярких примеров — «Атом-класс», открытый у нас в ноябре.

— Школа № 109 вошла в сеть. Что принципиально изменится в жизни учеников и педагогов?

— Мы привыкли старшеклассников делить на профильные группы и учить.

А сейчас нам необходимо будет составить 25 индивидуальных планов.

Нужно сесть с каждым школьником и его семьёй и проговорить, какие предметы индивидуального учебного плана могут быть на базовом уровне, какие — на углублённом, какие элективные курсы будут ими выбраны.

— Предположим, звенит звонок на урок и…

— …для каждого ученика он свой. Вот для этого и необходимо открытое пространство. Мы же не займём только для одного класса 25 кабинетов. Нет, старшеклассники должны находиться в одном месте, но у каждого из них будет возможность заниматься своим делом.

— А учителя, как они будут работать?

— Предметники все будут в open space. Только заниматься они станут каждый со своей подгруппой по индивидуальным планам. Допустим, тема одна, а задания по сложности разные. Учитель также предоставляет информационные источники (в том числе интернет-ссылки), где школьники могут найти ответы на вопросы. Это пространство высокотехнологичное, есть все условия для исследования и проектирования.

— Честно говоря, довольно сложно представить подобный процесс обучения. Особенно, когда постоянно говорят о нехватке кадров — помимо 10 и 11 классов педагогам ведь необходимо и в других звеньях преподавать.

— Всё зависит от технологии создания сетки уроков. Есть даже термин такой «динамическое расписание», когда чередуется предметная и самостоятельная работа. Это позволяет учителям вести предметы во всех параллелях. Да, это сделать непросто. Но у нас перед глазами примеры Сарова и Новоуральска, где нам предстоит пройти стажировки. Вообще, у проекта «Школа Рос-атома» политика такая: после вступления в сеть даётся время (шесть месяцев), чтобы набраться опыта, подготовить почву для дальнейшей работы.

Ещё одна возможность решить кадровую проблему — он-лайн уроки. То есть предмет по скайпу может вести преподаватель из другого города. И мы, в свою очередь, можем читать лекции другим детям, например, по робототехнике.

Подобный опыт сетевых уроков у нас уже был. Ребёнку требовалось углублённое изучение химии, и в рамках проекта Министерства образования и науки Челябинской области он получил возможность изучать предмет с дистанционным учителем. Поступил, кстати, в Менделеевский институт в Москве.

Кадры готовы

— Лариса Ивановна, как Вам удаётся убеждать коллектив постоянно шагать вперёд? Только одно освоили, снова планку поднимаете.

— До того, как стать директором, я долгое время была заместителем по научно-методической работе. И то, что сегодня делает 109-я, началось не вчера — инновационную деятельность мы ведём с 1998 года. Освоение новшеств для нас стало нормой. Это первое. А второе — повышается имиджевый статус учреждения. Горожане слышат (может даже особо и не вникают) — 109-я там участвовала, здесь побывала. И наши достижения подтверждаются неплохими результатами на олимпиадах, ГИА. В результате, в школу приходит всё больше учеников. А мы находимся на подушевом финансировании. Деньги куда идут? На зарплату. Учитель видит, что усилия он прилагает не зря. В какой-то момент все поняли, что именно так, внедряя новшества, и надо работать.

Мы живём в конкурентной среде, когда нельзя просто выйти на крыльцо и сказать: «Приходите к нам, мы хорошие».

— Это осознание, что работать необходимо по-новому, трудно приходило?

— Мы же тоже очень долго думали, что учитель — единственный источник информации. Изменение понимания стало приходить с внедрением стандартов второго поколения в 2011 году. Помогали семинары, внутрикорпоративное повышение квалификации. Доступным языком объясняли педагогам, что от них требуется. И сразу старались применить знания на уроках. Аппетит, что называется, пришёл во время еды, стало ещё интереснее работать.

Участие в конкурсах «Школы Росатома» много дало, это тоже учёба. Например, когда стали готовить заявку на участие в финале проекта, увидели, что есть такая форма работы, как погружение. Всей школой окунулись в советское прошлое. У нас про-шли линейки с полной атрибутикой тех лет, мы изучали литературу, встречались с ветеранами, рисовали плакаты. Завершили погружение дискуссией старшеклассников — рассуждали о Родине.

Вот тебе, пожалуйста, и патриотическое воспитание, и применение метапредметных знаний.

— Мы снова возвращаемся к метапредметным знаниям (много говорили об этом во время освещения финала проекта «Школа Росатома»).

— Да. В современном обществе нужно дать ребёнку не только фундаментальные основы и максимум информации, важнее научить его работать с ними. Проектная деятельность в школе тоже ведётся для этого. Ученика должны пошагово научить ставить проблему, обозначать алгоритм действий и проводить анализ — достигнута цель или нет.

— Но ведь дети могут просто информацию скачать с Интернета и распечатать. Какой тут анализ?

— Вот здесь важно не допустить перекосов: пусть проект будет несложным, даже корявеньким, но должен быть сделан не для галочки. Только тогда ребёнок научится решать самые разные задачи самостоятельно. Согласитесь, это очень важно.

— Дети развиты все по-разному. Кому-то интересны проекты, новые методы обучения, кому-то — нет. Вы ориентируетесь только на активных школьников?

— Вовлекаются в наши мероприятия все. Вольно или невольно ребята тянутся друг за другом. И кто-то быстрее, кто-то — медленнее, но все идут к одному результату — учатся вместе с педагогом искать своё место в нашем быстро меняющемся мире.

Светлана Часова

Последние новости Челябинской области по теме:
Нестандартно по стандартам

klochko - Газета Спектр
Нестандартно по стандартам - Трехгорный
educaltai.ru Делаем уроки с дочкой-второклассницей. «Окружающий мир»… Мы о морях и континентах, пищевых цепочках и климатических поясах узнавали в классе пятом-шестом.
11:10 20.02.2017 Газета Спектр
klochko - ТРК ТВС
Нестандартно по стандартам - Трехгорный
Делаем уроки с дочкой-второклассницей. «Окружающий мир»… Мы о морях и континентах, пищевых цепочках и климатических поясах узнавали в классе пятом-шестом.
11:07 20.02.2017 ТРК ТВС
Выпускники 2017 года из разных регионов приняли  участие в съёмках ролика «Я сдам ЕГЭ» - Министерство образованияВыпускники со всей России приняли участие в съёмках видеоролика «Я сдам ЕГЭ».
25.05.2017 Министерство образования
О заключении Соглашения с Высшей школой экономики - Министерство образования19 мая 2017 года в г.Москва состоялись переговоры Елены Тюриной, начальника Управления начального, основного, среднего общего образования Министерства образования и науки Челябинской области, Андрея Барабаса,
25.05.2017 Министерство образования
Борис Дубровский проинспектировал новую школу в микрорайоне Парковый - Министерство образованияГубернатор Челябинской области Борис Дубровский посетил строящуюся школу в новом микрорайоне Парковый в Челябинске, открытие которой состоится 1 сентября.
25.05.2017 Министерство образования
Волонтеры Южного Урала поделятся опытом на форуме серебряных добровольцев - Министерство образованияСегодня в Нижнем Новгороде стартовал II Всероссийский форум серебряных добровольцев.
25.05.2017 Министерство образования
Единороссы поздравили лучших учеников на школьных линейках - Единая РоссияПредставители Аргаяшского местного отделения партии «Единая Россия» приняли участие в праздниках, посвящённых «Последнему звонку» в образовательных учреждениях района.
25.05.2017 Единая Россия
Учёный совет 31 мая - МГТУ им. Г.И. Носова31 мая в 9:00 в малом актовом зале МГТУ состоится заседание учёного совета университета.
25.05.2017 МГТУ им. Г.И. Носова
УралГУФК и Университет физического образования и спорта Будапешта подписали меморандум о научном и образовательном сотрудничестве - УралГУФКНапомним, что УралГУФК связывает многолетнее сотрудничество с высшими учебными заведениями Венгрии в области образовательной и научно-исследовательской работы.
25.05.2017 УралГУФК
Выпускники со всей России приняли участие в съемках видеоролика «Я сдам ЕГЭ» .
25.05.2017 Правительство Челябинской области
В понедельник для выпускников начнутся первые экзамены   Как всегда трогательно, чуть грустно, со светлым взглядом в будущее одиннадцатиклассники сделали первый шаг во взрослую жизнь.
25.05.2017 Стальная искра
Губернатор проверил строящуюся школу в микрорайоне «Парковый» - Телекомпания ОТВКаждое рабочее место для учащихся будет оборудовано на 100 тысяч рублей.
25.05.2017 Телекомпания ОТВ
Директора челябинского завода признали виновным в надругательстве над ребёнком в театре - Chelyabinsk.ru25 мая Советский райсуд Челябинска огласил приговор по уголовному делу о надругательстве над семилетней девочкой во время детского концерта в театре драмы имени Наума Орлова.
25.05.2017 Chelyabinsk.ru
Борис Дубровский лично курирует строительство. Фото: пресс-служба губернатора Челябинской области. - КП ЧелябинскА пока губернатор Борис Дубровский проинспектировал «стройку года» — современный образовательный центр №2 Борис Дубровский лично курирует строительство.
25.05.2017 КП Челябинск
Новое в ЕГЭ. Убрали «угадайку» и хотят ввести третий обязательный предмет - ТРК ТВСЕдиный государственный экзамен на Южном Урале сдадут более 15 тысяч школьников.
25.05.2017 ТРК ТВС
Орден Дружбы - Lentachel.RuПрезидент России вручил председателю Совета директоров Русской медной компании (РМК) Игорю Алтушкину орден Дружбы.
25.05.2017 Lentachel.Ru
Волонтеры Южного Урала поделятся опытом на форуме серебряных добровольцев - Министерство образованияСегодня в Нижнем Новгороде стартовал II Всероссийский форум серебряных добровольцев.
25.05.2017 Министерство образования